?

Log in

No account? Create an account
Театр, Людмила Вдовцева, Талант-всегда загадка, В.Н. Яковлев

Театральный дневник

Previous Entry Share Next Entry
Его Величество Случай! К юбилею Николая Даниловича Григорьева.
Театр, Людмила Вдовцева, Талант-всегда загадка, В.Н. Яковлев
vdovseva
21-4-10250

Детство Николая Даниловича прошло в деревне Синъялы Цивильского района. В 1955 году окончил Визикасинскую среднюю школу.
И, естественно, встал вопрос—кем быть, куда поступать.
В ту пору ни о каком театре не думалось.
Все его товарищи поехали в Казань с мечтой поступить в ветеринарный институт. И он поехал. К счастью, не хватило одного балла—по конкурсу не прошел.
Куда возвращаться? В деревню? Неловко.
Поехал в Чебоксары и пошел на стройку грузчиком—в деревне доставалось работать много, так что тренированностью и выносливостью обижен не был.
В строительном управлении №4 строили производственные объекты—
мясокомбинат, пивзавод, маслозавод.
Однажды их бригада работала на барже—выгружали цемент, и один из грузчиков сказал:
—Пошли, Николай, в театр. Там чувашскую студию в Москву набирают, давай попробуем.
Николай отказался.
Но тому парню так самому хотелось поступить, а он стеснялся один, что чуть ли не силом потащил Николая с собой на экзамены. Два тура абитуриенты уже прошли. Они опоздали. Но и тут им повезло, по какой-то причине все же им разрешили сдавать.
И к своему удивлению Николай Григорьев на следующий день прочитал в списках, попавших в чувашскую студию свою фамилию.
Я хочу сравнить этот случай с таким примером из современности: на Олимпиаде в городе Сочи брали интервью у российского Олимпийского чемпиона, не буду называть фамилию, так как там талантливых спортсменов было много, и он говорит:
—В спортивную секцию я пришел случайно. Меня затащил мой дворовый друг. Я идти не хотел.
Но мы-то понимаем, что это Его Величество Случай дал раскрыться Таланту от Бога!
Москва с ее высотными домами, с ее шумными улицами и энергичными москвичами поначалу воспринималась красивым сном, в реальность происходящего не верилось.
И все-таки это было правдой—лекции в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского, занятия в мастерской профессора Василия Александровича Орлова, его жены и друга, профессора Марии Николаевны Орловой, отличного педагога по актерскому мастерству Всеволода Порфирьевича Остальского.
Кстати, на всю жизнь для коллег в родном театре актеры этой студии так и останутся «орловцами».
Когда родители впервые узнали, что их сын выбрал профессию актера и едет учиться в Москву, они не поверили. Таким неожиданным было решение для всей семьи.
В 1961 году «орловцы» показали свой дипломный спектакль— «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. О нем у всех остались светлые и хорошие воспоминания. Этим спектаклем они дебютировали на сцене Чувашского академического драматического театра, в стены которого вернулись и который для них станет родным домом.
— Тогда я еще не представлял всей сложности. Но по тому, как спектакль принимали здесь зрители, мы могли судить, что он получился интересным.
Николай Григорьевич играл Ромео. Нина Григорьева— Джульетту, Валерий Яковлев— Меркуцио.
— Уже сейчас, трезво и критически оценивая свою первую роль, я не могу сказать, что сыграл ее как профессиональный артист. Я был молод и влюблен, чувства моего героя мне были близки и понятны, поэтому что-то удалось.
Запомнилось, как терпеливо работали с нами наши преподаватели— ведь начинали буквально с азов, чуть ли не за руку учили ходить на сцене. Конечно, то, что мы получили такую хорошую школу, отразилось на всей нашей будущей работе.
Рейтинг@Mail.ru

Через первую роль Николай Данилович понял что-то значительное, впервые почувствовал себя профессиональным артистом.
Интересно складывалась его творческая судьба. Одна за другой роли—преимущественно главных героев. Из поколения актеров - «орловцев», да и в театре вообще, его можно назвать одним из ведущих. Значит, профессионально он прочно стоит на ногах, уверен в себе.
—Чтобы доказать самому себе, что ты артист, что ты имеешь право работать в театре, считаю, что нужно лет пять работать на профессиональной сцене.
Первые годы постоянно идут сомнения— кто я — артист или нет, путаешься в своих мыслях, злишься, огорчаешься, нервничаешь, срываешься, многое не получается. Дают роль—тебе кажется, что ты ее не сыграешь.
Смотришь на мастеров сцены, таких, как Вера Кузьминична Кузьмина, Виктор Иосифович Родионов, Алексей Константинович Ургалкин—думаешь, им все дается легко и  просто, и по сравнению с ними, кажешься себе совершенно неподготовленным к роли.
Да, самый жестокий суд чинишь себе сам.
Думаю, что для любого актера процесс самоутверждения на сцене, нахождения своего «я» — процесс сложный и мучительный.
Считаю, что этот период у меня кончился, пожалуй, в спектакле «Волны бьют о берег».
Работать в Чувашском театре Николаю Даниловичу посчастливилось в то время, когда на сцене блистал еще в полную силу такой великолепный мастер, как народный артист СССР Борис Алексеевич Алексеев, заражал своей искренностью и темпераментом артист Иван Бочаров.
У лучших актеров театра молодые актеры перенимали все самое ценное, учились технике.
—Сомнения в том, что ты артист или не артист, исчезают, но остается твое главное назначение—служить творчеству, служить людям. А поэтому каждая роль—это испытание твоего мастерства, испытание твоих человеческих качеств.
Статья о Николае Григорьеве в Чебоксарском журнале.

  • 1
удивляюсь я как человек последовательно и упорно старался быть состоятельным профессионально и порядочным

о статье

(Anonymous)
Написано живым языком. Интересно

  • 1