?

Log in

No account? Create an account
Театр, Людмила Вдовцева, Талант-всегда загадка, В.Н. Яковлев

Театральный дневник

Previous Entry Share Next Entry
Тайна актрисы Нины Григорьевой. К юбилею актрисы.
Театр, Людмила Вдовцева, Талант-всегда загадка, В.Н. Яковлев
vdovseva
загруженное








Когда при наборе чувашской национальной студии в Чебоксарах для Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского пришла на приемные экзамены скромная девочка из деревни Чиричкасы Цивильского района, она покорила экзаменаторов органичностью и обаянием, которое сквозило в мягкой полузастенчивой улыбке, в плавных и грациозных движениях.                                                                           
Но трудно было предположить, что эта застенчивая девушка так стойко сохранит главные качества своей натуры, что Москва, с ее определенным типом человека, с бойкостью манер и деловитостью не повлияет на маленькую деревенскую девушку и она не станет стремиться стать, во что бы то ни стало «городской», а мягко и достойно сохранит в себе и свои собственные привычки, и свои собственные манеры, сохранит свою индивидуальность, став в то же время интеллигентным  и образованным человеком.

Она сохранит в себе собственный мир переживаний, представлений обо всем том, что ее окружает, раздвинув ее рамки до больших понятий о человеческих страстях, болях, огорчениях и радостях, проникнув в суть многих явлений.

Это проникновение не пришло само собой, оно далось пытливостью ума, острой наблюдательностью, умением копить впечатления, запоминать. Вот это постепенно откладывалось в уголках  души, чтобы потом однажды повториться на сцене в чужой судьбе, в чужом взгляде или улыбке.

Актриса постигала суть актерской профессии, суть своего ремесла.

За годы работы в Чувашском государственном ордена Трудового Красного Знамени академическом драматическом театре имени К.В. Иванова Нина Ильинична Григорьева стала ведущей актрисой, ее многократно отмечала пресса.

«Героини Н. Григорьевой привлекательны своей искренностью. Они способны испытывать сильные чувства.

Но при всей полноте психологических характеристик, которые дает актриса своим обаятельным героиням, она всегда оставляет в их душе какой-то нераскрытый уголок.

Там, может быть, таится источник новой драмы, как Айгуль в «Стране Айгуль», или - мужество для преодоления новых препятствий, как у Ахмур из спектакля «Земля и девушка», одной из самых цельных постановок театра», -

писал обозреватель С. Никулин в статье «Что питает творчество». (Газета « Правда» от 11 июля 1974 г.)


Большая часть творческой биографии актрисы связана с национальной драматургией и с созданием образа чувашской женщины.

Театру действительно повезло, что он имеет такую актрису.

Стройная, тоненькая, по-мальчишески гибкая и вместе с тем грациозная и по-женски пленительная и очаровательная, в свои зрелые годы не утратившая пылкости и девичьей порывистости, она и сейчас на сцене так же юна и прекрасна, как и тогда, когда только-только начинала творческую биографию.

И это еще одна загадка актрисы Нины Григорьевой.

Впервые с национальным драматургическим материалом Нина Ильинична столкнулась, приступив к работе над ролью Селиме в спектакле «Черный хлеб» Н. Ильбекова.

Молодой режиссер, ее бывший сокурсник Валерий Николаевич Яковлев, решил поставить спектакль о прошлом чувашского народа.

Тема о хлебе, как мериле ценностей людей, о тех взаимоотношениях, которые прочитывались за внешней канвой сюжета, глубоко взволновала весь коллектив.

С волнением приступила к работе над ролью и Нина Григорьева.

Ей предстояло воплотить в своей героине не только национальный характер. За внешней привлекательностью и миловидностью показать натуру сильную, несгибаемую, умеющую отстаивать свои убеждения и не поддаваться обстоятельствам даже тогда, когда они направлены против человека, выше всего на свете ставить не жизнь, а свободу, право жить по своим понятиям, не подчиняясь чужой воле.

По сути дела Селиме - бунтарка, та неукротимая натура, которую ни сломать, ни согнуть, а лишь можно физически уничтожить, чтобы обезвредить тот нравственный заряд и неукротимый дух, который она в себе несет.

Многое в этом спектакле удалось молодой тогда еще актрисе. Спектакль на сцене театра шел более десяти лет. И на сцену выходила актриса в этой роли, не остыв с годами к своей героине.

Я видела, как искренне и откровенна была она со зрителем на летних гастролях. И на сельскую сцену, где спектакль проходил с большим успехом, актриса выходила с таким чувством и таким настроением, будто спектакль идет на стационаре.

Пожалуй, в этой первой своей по-крупному значительной роли национальной героини актрисе все же не удалось избежать полностью налета мелодраматизма и сентиментальности. Но в дальнейшем в развитии этой  ее оригинальной и неоднозначной темы- темы женской гордости, человеческого достоинства, она предстала перед нами в ином качестве, нашла в своей актерской палитре такие краски и штрихи к созданию образа, которые по-иному высветили грани ее необычного таланта.

Ее героиня Ахмур, названная одним из московских критиков «чувашской Жанной д`Арк» гибнет, замученная царскими палачами.

Тоже трагичная судьба.

Спектакль «Земля и девушка» по пьесе Н. Терентьева рассказывает нам о девушке, которая имела несчастье родиться в многодетной семье.

Родители хотели скрыть рождение дочери и выдали ее за мальчика - было и такое в старину: ведь на девочек не давали надел земли, а крестьянину – бедняку земля была и кормилицей, и судьбой.

Так в одежде мальчика и выросла чувашская красавица.

Ее своенравный, гордый характер до поры до времени не знал и не  признавал унижения и компромиссов. Она встала на сторону повстанцев, боролась за свободу и счастье своего народа и погибла, смертью своей, поправ те жестокие законы, по которым жило ее общество.

Сложной была работа актрисы над ролью Илем в спектакле «На распутье» по пьесе И. Петровой.

Как и в спектакле «Черный хлеб» и «Земля и девушка» режиссером - постановщиком был режиссер Валерий Яковлев.

Но в данном случае режиссер вместе с коллективом решал иную задачу-задачу создания монументального сценического произведения, в котором бы за историческими событиями раскрывался образ гордого, свободолюбивого человека, не признающего рабства духа.

Драматическая канва роли Илем для исполнительницы была довольно сложна.

С одной стороны, вроде бы крупные мазки, с другой - мелкий бисер сентиментальности и мелодрамы.

И еще одна сложность - широкий возрастной диапазон: в начале спектакля перед нами девушка - подросток, а в финале - женщина, подчинившаяся обстоятельствам, но не признавшая их власти над собой.

Запоминается первый выход Илем.
Свободная, юная Илем бесшумно порхает по сцене- то она нежно прильнет к отцу, князю Юману, то робко и доверчиво слушает своего возлюбленного Телея.

Актрисе предстояло показать не только сильную и необычную натуру, но и природно одаренную - она поэтична и тонка в  восприятии жизни, любит музыку и сама пишет стихи.

Тоска по родине, с которой ее насильно разлучили, и также насильно выдали замуж за нелюбимого, за багдадского халифа Джафар аль - Муктадира, тоска по родному народу, родному языку актрисой сыграно обостренно.

Разлуку с родиной, с любимым актриса показывает не через надломленность, а через отношение героини к самой себе - что она здесь, на чужбине, что здесь ее страдания и боли, кто их поймет, когда все чужое.

Даже материнство не может заглушить эту боль истосковавшегося по родине сердца.

Финальные сцены в ее исполнении полны трагизма, сдержанности и благородства.

Трудной была работа Нины Григорьевой над образом Нарспи в новой премьере театра сезона 1979 года.

Шестой раз театр обратился к поэме классика чувашской литературы Константина Иванова. У режиссера - постановщика Леонида Никаноровича Родионова был большой опыт работы над этим спектаклем. Он его ставил в пятый раз.

В роли красавицы Нарспи выходила на сцену ныне народная артистка РСФСР Вера Кузьминична Кузьмина.

В Нарспи Нины Григорьевой подкупает чистота, душевная окрыленность, возвышенность натуры.

И тайна, так поразившая московских критиков, присуща и Нарспи и делает ее загадочной и в какой-то степени непостижимой.

Ее Нарспи не только сильная и мужественная, она наделена еще одним даром, которого многие лишены, - она любит.

Любит не по- житейски мудро и просто, а, наоборот, вопреки всему, вопреки запретам и вопреки здравому смыслу. Ее любовь приносит несчастье и ей самой, и возлюбленному, толкает ее на преступление.

И Нарспи Григорьевой согласна на любую плату, даже на возмездие, но только не на предательство своей любви.

Нарспи не понимает, как можно распоряжаться по-хозяйски просто и расчетливо ее чувством, как можно разрушить ту особенную атмосферу, в которой она живет.

И протест Нарспи выливается в активную жизненную позицию, в действия, противоречившие логике поведения человека в обществе, в несоблюдение главной человеческой заповеди - не убий!

Общество, не дающее человеку защиты, нравственно калечащее его и доводящее до жесткости в борьбе за свое достоинство, за свое счастье, ломает и самого человека, опустошает и его.

Нарспи, все, потеряв - и родителей, и любимого, сама гибнет, безжалостно сломленная жестокой жизнью.

В новой трактовке образа Нарспи, в его более углубленном прочтении актрисой Ниной Григорьевой сделано многое. Но нет предела для совершенствования мастерства и поэтому хотелось бы, чтобы она еще несколько дополнила образ, открыла некоторые нераскрытые грани этого глубокого неоднозначного характера.

И все же именно Нине Ильиничне удалось сделать этот национальный женский характер, эту женскую судьбу старого времени по-настоящему интересной и значительной.

Хочу повторить слова о некоей тайне, присущей всем ее героиням.

Она действительно есть и в Селимее из спектакля «Черный хлеб» Н. Ильбекова, и в Ахмур из спектакля «Земля и девушка» Н. Терентьева, и в Илем из спектакля «На распутье» И. Петровой, и в Нарспи - по поэме классика чувашской литературы К. Иванова.

Актриса во всех этих женских судьбах достойно и убедительно раскрывает то, что объединяет их всех и роднит. Через все эти роли она несет тему женской гордости, тему человеческого достоинства, неординарной личности и судьбы.

А. Вольфсон в статье «Поэтическая душа народа» (газета «Советская культура» от 5 июля 1974 г.)  писал:

"Счастлив театр, имеющий в своем составе такую героиню, как Н. Григорьева".


Рейтинг@Mail.ru

Статья в Чебоксарском журнале о Нине Григорьевой http://www.cheboksary.ru/blogs/theme745.htm
Статья в сообществе "История театра" о Нине Григорьевой http://istoria-teatra.livejournal.com

  • 1
красота спасет мир

  • 1