?

Log in

No account? Create an account
Театр, Людмила Вдовцева, Талант-всегда загадка, В.Н. Яковлев

Театральный дневник

Previous Entry Share Next Entry
Терентьев Николай Терентьевич
Театр, Людмила Вдовцева, Талант-всегда загадка, В.Н. Яковлев
vdovseva




В этом году исполнилось 85 лет со дня рождения драматурга, переводчика, народного писателя Чувашии Терентьева Николая Терентьевича.
 Родился Н. Терентьев в 1925 г. в д. Кошноруй Цивильского уезда (ныне Канашский район Чувашской Республики). Окончил Чурачикскую среднюю школу, чувашскую студию при ГИТИСе им. А.В. Луначарского, Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. Работал счетоводом колхоза, учителем начальных классов, актером и заведующим литературной частью Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова.
 Терентьев Н.Т. известен как писатель, драматург и переводчик.
В своем творчестве писатель широко использует народные сказки и легенды. Его пьесы «Земля и девушка», «Леший», написанные по мотивам устного народного творчества, прочно вошли в репертуар Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова. В разных театрах его пьесы поставлены на 15 языках.                                                                 

Одна из первых пьес известного драматурга, народного писателя Чувашии Николая Терентьева, называлась "Летать начинают с земли". Эта скупая строчка, найденная очень молодым тогда драматургом, неожиданно много объясняла- она не только раскрывала идею произведения и содержала вывод, к которому хотел подвести автор всех тех, кому отдавал на суд своего первенца, но в ней существовала народная мудрость, похожая на заклинание и пророчество, на то, что вынашивается народом годами, веками, а потом как-то однажды обозначается одним- единым словом, веским, емким и доступным- и обретает уже долгую жизнь. "Летать начинают с земли"- это образ, это символ бытия человеческого, его истоков и его духовных вершин, его обретений и его потерь. С тех пор им создано более 40 пьес, в которых представлены сотни ярких своеобраз-ных  характеров. И подумалось мне, что с годами эта фраза приобретает все больший смысл, как-то непосредственно возвращаясь к самому автору, раскрывая в нем самом то сокровенное, чем он живет, что питало и питает его творчество, что составляет единое целое героев его произведений, с его народом, с родиной, со временем.
    Писатель Николай Терентьев пристален и наблюдателен. В пьесе "Эти разные люди" действительно разными судьбами и разными дорогами идет он со своими героями. Кого-то яростно любит, кому-то сочувствует, над кем-то подтрунивает, кого-то осуждает. И все они, " разные", непохожие один на другого, герои его комедий "Святой" и "Мечты, мечты..." находят место в его сердце, занимают его воображение, ждут его объяснения. Иной раз в театре смотришь на его героя и забываешь, что это действующее лицо- так и кажется, что это реальный человек, очень узнаваемый, похожий на тех, кого мы не раз встречали, проходили мимо, но не подозревали и не догадывались, что повернется он к нам такой стороной, откроется в нем вдруг такая глубина и станет он нам  так интересен. В том-то и кроется секрет его художественного таланта, что за внешним правдоподобием всегда стоит еще и "жизнь человеческого духа", его человек лишен внутренней статики, он в постоянном движении, в познании самого себя, людей, жизни, больших общественных процессов. Лексей, паренек из деревни, герой пьесы "Рожденные в рубашке", приехал в Чебоксары строить большой завод. Земля, деревня воспитали в нем прекрасные качества, дали ему жизненную уверенность и стойкость, запас нравственной прочности. И вот эти корни помогают юному человеку смело и твердо вступить в новую жизнь.
    В творчестве Николая Терентьева есть и еще одно очень привлекательное качество- писатель эмоционален. А поэтому и его чувства обретают силу воздействия на окружающих, заражают их его верой, его чувствами, передают его любовь и его неприятие. Конечно, логически что-то можно принять, а что-то отвергнуть. Но когда к логике прилагается и сердце- сила воздей-ствия удваивается. Вот почему дорого гражданское лицо драматурга, те нравственные и духовные ценности, которые он защищает, та вера, в которую он верит. А верит он в добро, в порядочность, в любовь к Родине, матери, земле, ребенку, женщине, в любовь к поискам смысла жизни, к обретению самого себя, в любовь к честному труду, любовь к людям. Это, пожалуй, и есть основное, что составляет стержень его творчества.