?

Log in

No account? Create an account
Театр, Людмила Вдовцева, Талант-всегда загадка, В.Н. Яковлев

Театральный дневник

Previous Entry Share Next Entry
Для театра рожденный. Виктор Иосифович Родионов.
Театр, Людмила Вдовцева, Талант-всегда загадка, В.Н. Яковлев
vdovseva
Народному артисту РСФСР Виктору Иосифовичу Родионову
22 июля 2009 года исполнилось бы 85 лет.
посвящается

По размытой дождями проселочной дороге, застревая в лужах, отчаянно скользя, понуро и устало бредет деревенская лошадь. Она тащит телегу с нехитрым бутафорским скарбом. А рядом идут люди. Им надо успеть в соседнюю деревню. Сегодня вечером они, актеры Чувашского академического театра, дают там спектакль. Люди разговаривают по-чувашски, иногда с хитрецой поглядывая на высокого голубоглазого паренька. Он прислушивается к их речи, когда смех становится заразительным, отвечает им улыбкой.Смысл разговора паренек улавливает по интонации, мимике и жестам говорящих. Но тонкости ему непонятны. Он- русский.
Иногда кто - либо переведет пару фраз, а об остальном - догадывайся.- Учись Виттяй, - говорили одни.
- А зачем ему. Он ведь русский. Да и не актер,- говорили другие.
Виктор был среди них новичком. После окончания Чебоксарского музыкального училища им. Ф. Павлова его направили в Чувашский театр музыкантом. Кроме виолончели он умел играть на фортепиано, баяне, гитаре. К тому же имел склонности сочинять музыку.
В театр его зачислили 30 апреля 1941 года.


Ю. Буряковский "Жить всегда".
Юлиус Фучик- В. Родионов



Это было целое событие. Ему не портила настроение трудная, утомительная дорога, неудобства кочевой жизни - ведь театр гастролировал постоянно по селам и деревням республики. А уж, какие клубы были в ту пору - маленькие залы, неудобные сцены, да и керосиновые лампы...Но юноше все было интересно: как на его глазах рождается спектакль, как гримируются актеры, как оживает сцена и замирает зал, как люди, с которыми только что разговаривал о разных пустяках, вдруг становятся неузнаваемыми. Его радовал густо наполненный зрительный зал, где были все от мала до велика, где плакали и смеялись, сочувствовали и презирали, любили и ненавидели. Некоторые из актеров удивлялись - зачем ему, музыканту, такая дотошность. Не актер ведь. Но в том-то и дело, что в душе от рождения был он актер. В первый раз увидел мальчик в своем селе Акулеве артистов Чувашского театра. Это осталось в памяти. Забылось название пьесы, содержание, но то, как плясал там Ефим Никитин - запомнилось. В двенадцать лет мальчишка убежал в Чебоксары. В то время дети- беглецы были не редкость. Когда исполнилось четырнадцать, пришел в Чебоксарское театральное училище сдавать экзамены. Актеры здесь готовились для Чувашского театра, а он языка не знал. Преподаватель Лев Эрнестович Остен - Сакен проверил слух и ритм, попросил показать руки, а затем сказал:
- Вот тебе записка, отнеси в дирекцию музыкального училища.
Музыкальное училище находилось в этом же помещении. А в записке было написано:
"слух и ритм очень хор.".
К великому огорчению паренек не увидел своей фамилии среди принятых в театральное училище. Подошли знакомые ребята и сказали, что он зачислен в музыкальное училище (без экзаменов). Огорчение сменилось радостью. Учиться хотелось. Радость познания заслоняла неудобства в быту.
... В ночь с 21 по 22 июня 1941 года труппа была в Сундыре, там и застало актеров известие о начале войны. Срочно перебросили в ближайший призывной пункт - в Ядрин. Вместе с военнообязанными старших актеров увезли в Чебоксары. Но гастроли надо было продолжать. Стали искать одноактные пьесы, а Виктору поручили подготовить концерт. Позднее молодой музыкант стал выручать труппу - кто заболеет из актеров, играющих маленькие роли, дадут ему. Слова он учил, добивался правильной интонации, спрашивал у старших товарищей. Видя его старание, ему с удовольствием стали помогать Ольга Ивановна Ырзем, Елена Васильевна Шорникова, писатель Иван Иванович Илларионов (Му-чи). Вначале получалось смешно, молодые актеры смеялись над ним, но он не стеснялся. Спрашивал и повторял без конца, пока не получалось хорошо. Видя интерес к языку, Иван Мучи стал с ним заниматься. Он объяснял значение каждого слова, его правильное звучание, подыскивал синонимы. Ему нравилась серьез-ность Виктора и его быстрое усвоение языка. К 1943 году начинающий актер сыграл ролей пять, и из музыкантов его перевели в актеры вспомогательного состава.
В этом же году его направили в чувашскую студию, которая обучалась в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского под руководством ученика К.С. Станиславского Михаила Михайловича Тарханова. Сомневались в Москве, сможет ли этот русский паренек учиться в студии, в совершенстве овладеть чужим языком. Нашелся преподаватель- чуваш Дмитрий Данилович Данилов, который взял на себя ответственность. В Чебоксарах он видел Виктора в спектаклях и поверил, что из него выйдет артист и юноше удастся преодолеть языковый барьер. Дмитрий Данилович много сделал для всех студентов - чувашей. Казалось, он только для того и жил на земле, чтобы заботиться о людях и делать им добро. Однажды в праздники Виктор остался без карточек и продуктов - украли. Два дня продержался общим бодрым настроением. На третий день почувствовал себя плохо. Вынужден был вернуться с занятий - в ушах стоял звон, перед глазами расползались темные круги. На другой день не мог встать с постели. После обеда приехал Дмитрий Данилович. Несмотря на то, что у самого две маленькие дочери, оставил двести граммов хлеба. Потом в группе все складывались, и каждый день кто-то из ребят выделял товарищу часть пайка. Так не раз выручали попавших в беду.
В институте чувашская группа была самая скромная и трудолюбивая. Время было военное. Нередко после занятий шли на завод " Красная Пресня" и ночами точили мины. Всей группой ездили разгружать вагоны с дровами. Но никто не жаловался. Все понимали, что так надо. Были жизнерадостны и любили трудиться. Получать стипендию имени В.И. Качалова в институте было большой честью, она присуждалась только одному студенту из всего института. Один семестр и Виктор Родионов добился этой чести. Первую стипендию вручил ему сам В.И. Качалов.
Дипломным спектаклем был "Горе от ума". Он был неповторим. Здесь будущие первые чувашские профессиональные актеры с высшим театральным образованием не только познали самих себя, но и увидели каждого на сцене, осознали себя частицей труппы. Например, Петрушку играл Валентин Николаев, это был прирожденный комик. Он ничего не делал на сцене, просто сидел, что - то бубнил себе под нос, вязал чулки - и все делалось так серьезно, но легко и без нажима. Зритель смеялся от души. Но время их всех проверяло на призвание. Бывало, что люди уходили, но, даже порвав со сценой, они продолжали искать себя. А в театре оставались самые преданные, самые одержимые.К великой радости Тарханова Виктор сам сделал музыкальное оформление дипломных спектаклей. Сочиненная им музыка звучала в двадцати одном спектакле. Она была неотделимой частью его творчества. Если по ходу действия случалось играть на музыкальном инструменте, он всегда это делал сам. В спектакле "Жить всегда" (или "Юлиус Фучик"), где Виктор Родионов играл главную роль, была сцена разговора с женой, Густиной (ее играла Рона Ивановна Ананьева).
Актер сам исполнял на пианино Дворжака и очень любил эту сцену.
Первой самостоятельной работой юного коллектива театра был спектакль "Молодая гвардия". Романом зачитывались в те годы все - от мала до велика. С энтузиазмом приступили к работе молодые актеры. Спектакль репетировал Константин Иванович Иванов, главный режиссер театра. Он очень радовался, что в театр влилась молодежь, и решил взять такую пьесу, которая увлекла бы их.
Работать с Константином Ивановичем было настоящим праздником. Случилось так, что в процессе работы над "Молодой гвардией" Виктор Родионов заболел малярией. Но все же на репетиции ходил, перебарывал недуг. Он играл обер-лейтенанта, Борис Марков - немецкого полковника. В этой роли у Родионова были налицо яркая актерская органика, естественное существование на сцене. На сей раз, признание зрителей проявилось довольно неординарно. Однажды сыграли дневной спектакль. После спектакля с Борисом Марковым пошли домой, вначале не обратили внимания на ватагу мальчишек, стоявших у театра. Как только прошли мост через Кайбулку, в них полетели камни. Оказывается, мальчишки спрятались под мостом и начали обстреливать "немцев". Так они проявили свою ненависть к фашистам.
Юмор и обаяние в актере чувствуется с особой силой в спектакле "Двенадцатая ночь" В. Шекспира. Какая тонкость и доброта ощущались в его милом подтрунивании над сэром Тоби. Ничего особенного и не было в его игре, он действительно жил на сцене легко, изящно и непринужденно. В этом и есть одна из особенностей большого таланта, когда все легко, просто, доступно для восприятия и непонятно каким образом делается.
- Люблю деревенских старичков, - как - то поделился со мной Виктор Иосифович. - Смотришь на них - каждый интересен. У одного походка, у другого лицо, третий бородку движением необычным поглаживает, трубку курит, на палку опирается, слушает - и во всем они своеобразны. Люблю на гастролях с ними поговорить...
Эта интуитивная тяга актера к людям, его наблюдательность, желание увидеть, запомнить, отложить в кладовую памяти необходимый багаж, чтобы в нужную минуту неожиданно всплыл, откуда- то своеобразный жест, улыбка, наклон головы...Через такие детали актер идет к постижению характера, раскапывает глубокие психологические пласты. Критики не раз отмечали это качество актера.
Их, стариков много в творческой биографии актера. Мудрец Манн вада в спектакле "Теллей и Илем" И. Петровой - какие мягкие пастельные тона использованы актером в создании образа, как лирична и прозрачна сцена с юной Илем, когда звонкой беззаботной птицей улетает ввысь их счастливая песня - песня не познавших рабства людей.
За исполнение роли Яковлева в спектакле "Волны бьют о берег" по пьесе Н. Терентьева актер был удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского.
Вот Родионов выходит на сцену в спектакле "Черный хлеб" Н. Ильбека и Г. Микушкина в роли Кандюка. Походка мягкая, голос вкрадчивый, ласковый, умеющий убеждать. Одет старик чисто и опрятно; седая, аккуратная голова. И как-то уж очень буднично он торгуется с отцом Сэлиме, какой дать выкуп за его дочь. Голоса не повысил, не возмутился, хоть и денег ужас как жаль. А потом также буднично и ласково советует сыну выкрасть Сэлиме. Дело не новое, таков обычай, не им заведено. Но за ласковыми и приятными манерами, какая убежденность, что деньги могут все, какая точно направленная характеристика образа.
Талант - всегда загадка. Можно точно скопировать тот или иной жест, но как сыграть на сцене, например, человеческую значительность, как было в спектакле " Жить всегда", где он играл Юлиуса Фучика или в образе Муссы Джалиля в спектакле " Бессмертная песнь" Р. Ишмуратова. Это не под силу просто хорошему актеру. Для того, чтобы играть людей такого масштаба, и самому надо быть личностью, надо иметь духовный потенциал.
Тем и хороша актерская судьба Виктора Иосифовича, что не проступают в ней жесткие рамки амплуа, границы таланта не обозначены - поэтому актер всегда неожидан для зрителя.

  • 1

Родионов

(Anonymous)
Виктор Иосифович был светлой личностью

  • 1